Гендерное воспитание дошкольников

2010-02-01 00:11:41
Ирин@ написал(а):

Спасибо вам всем , коллеги! почитала про проблему гендерного воспитания, хоть более менее разобралась что к чему,как только что найду инетересное обязательно поделюсь!

Подпись автора

Жизнь прекрасна!

2010-02-03 19:49:29
Елочка написал(а):

Консультация для педагогов "Технологическая компетентность педагога в осуществлении гендерного подхода к образованию детей дошкольного возраста"
http://dump.ru/file/4262659
"О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности" (из журнала "Дошкольное воспитание")
http://dump.ru/file/4262671
http://dump.ru/file/4262680

2010-02-15 21:19:40
Сашулька написал(а):

ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

   

Код:
 Радзивилова Марина Анатольевна

    Российский государственный социальный университет, 

    филиал в г. Анапе 

    Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических 
и практических задач педагогики, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, 
анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что привело к активному 
развитию новой отрасли педагогических знаний, именуемой гендерной педагогикой. Развитие новой отрасли 
педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, 
нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, 
отвечающих потребностям современной педагогической реальности.

    Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного 
самосознания и ценностных ориентаций, полоролевого поведения, реализуемого в общении и деятельности 
посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Одна из задач, стоящей
 перед гендерной педагогикой –  теоретическое обоснование содержания гендерного воспитания и 
образования. А также выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания 
мальчиков/юношей и девочек/девушек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному 
становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию 
педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и 
самореализацией личности.

    Анализ изменений в системе полоролевых представлений у детей и взрослых, показал необходимость
 внедрения гендерного подхода в процесс воспитания и образования мальчиков/девочек. Обоснование 
возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной 
ситуации потребовало разработки концепции и модели гендерного воспитания.

    Гендерный подход в образовании исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не бесполые 
учащиеся, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, 
потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование нацелено 
на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является 
самоидентификация личности как мальчика/юноши или девочки/девушки. Гендерное образование призвано 
содействовать социализации и самоидентификации обучаемых, с учетом их пола и возраста. 

    Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрика, заключается в том, что мальчики и девочки, 
развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные 
роли и культуру взаимоотношения полов [1,15]. Гендерная социализация предполагает формирование 
гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные 
стереотипы. 

    Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки 
и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, 
развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками 
соответствующего поведения. Теоретическое обоснование содержания гендерного воспитания 
девочек/мальчиков отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. 
Концепция, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать 
современные данные различных наук о гендере, и разработать модель гендерного воспитания девочек/мальчиков.

    Концепция гендерного воспитания девочек/мальчиков включает следующие составляющие: 

    1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности 
мальчика/девочки; 

    2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

    3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку от ситуативной 
зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения).

    Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность
по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, 
деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение 
мальчиками/девочками полоролевым репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой 
взаимоотношений. 

    Реализация концепции предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий 
эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли: 

    – создание гендерно сбалансированного воспитательного пространства; 

    – реализация парциальных программ гендерного воспитания; 

    – разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания; 

    – профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности; 

    – информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной 
идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.

    Под гендерно сбалансированным воспитательным пространством мы понимаем педагогизированную среду 
воспитания и формирования личности, дающую возможность мальчику/девочке дифференцировать себя от 
представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать 
индивидуальные гендерные качества личности и формы поведения. Такая среда воспитания и развития 
предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через 
освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Для создания гендерно 
сбалансированного воспитательного пространства следует:

    – дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, 
а мальчиков к самообслуживанию);

     – организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

     – снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение 
их к выражению чувств;

     – создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

     – создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, 
театрализацию, обмен ролями);

     – привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола [2].

    Реализация комплексных и парциальных программ воспитания предполагает знание имеющихся программ 
(«Детство», «Истоки», «Я – человек», «Мальчики и девочки», «Программа полового воспитания детей 
дошкольного возраста» и др.), возможность создания собственных, построенных в соответствии с требованиями 
Государственного образовательного стандарта и отражающих основные направления приобщения детей к 
различным аспектам психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры.

    Разработка и внедрение методики гендерного воспитания в педагогическую практику учебно-воспитательных 
учреждений города-курорта Анапы позволили эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в 
целостном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, что способствовало 
мальчикам/девочкам дошкольного возраста успешному овладению социальными ролями, культурой 
взаимоотношений полов, формированию готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям с взрослыми, 
сверстниками своего и противоположного пола, развитию способности противостоять негативным явлениям 
гендерной социализации. Попытка концептуального обоснования гендерного воспитания дошкольников, 
результаты исследований и деятельности экспериментальных площадок города привели к необходимости 
разработки целостной программы и технологии гендерного воспитания, что позволило включить гендерную 
социализацию мальчиков/девочек в сферу педагогического влияния.

    Методика гендерного воспитания, разработанная нами в ходе исследования, включает: организацию 
педагогических ситуаций, их структурирование и упорядочение. Под педагогическими ситуациями мы понимаем 
совокупность условий и обстоятельств, которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат
 понимание и доверия, уважение достоинства ребенка, его внутренних чувств и переживаний; согласованность 
педагогических усилий, социальных условий жизни ребенка с индивидуальными его особенностями. Организация 
типичных педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного гендерного опыта, 
усвоение культуры поведения («Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», 
«Здравствуйте, пожалуйста!» и т.д.). Структурирование педагогических ситуаций предполагало решение 
проблемных педагогических ситуаций девочками/девушками и мальчиками/юношами, проявлению 
индивидуальности девочки/мальчика в игровой деятельности и жизненных ситуациях в ходе гендерной 
социализации. Упорядочение педагогических ситуаций  гендерной социализации – оказание индивидуальной 
помощи мальчика и девочкам в реальных жизненных ситуациях («Речевой этикет», «Не хочу/не буду» и т.д.).

    Мы считаем, что важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков/девочек является 
профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Компетентность педагогов 
включает: знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной 
социализации девочек/мальчиков; умениями организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в 
процессе гендерной социализации; навыками структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, 
умениями согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, 
социальными условиями жизни ребенка.

    Организация информационно-методической поддержки педагогов и родителей по вопросам гендерной 
идентификации и самореализации личности мальчика/девочки предполагала создание учебно-методических 
пособий («Воспитание дошкольников в процессе гендерной социализации», «Гендерное воспитание младших 
школьников»); открытие лекториев (Лекторий для молодых родителей); организация педагогического 
консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании по вопросам воспитания 
и обучения мальчиков и девочек. 

    Таким образом, разработанная нами концепция и модель гендерного воспитания позволили педагогам 
пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков/девочек, выстроить процесс воспитания с учётом 
гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной 
педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной 
их социализации.

Литература
Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании/А. Мудрик.//Воспитательная работа в школе. – 2003.– №5. – С.15-19.
Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. – http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal … /shtil.htm


copy

Отредактировано sherta (2010-02-19 20:49:00)

Подпись автора

никогда не сдаваться и  всегда идти вперед

« предыдущая
следующая »