*Наглядная информация для родителей

2010-03-22 14:06:31
еленавалерьевна написал(а):
KrasSvet написал(а):

Девочки, поделитесь, пожалуйста, материалом для папок по нравственно-патриотическому воспитанию. Наверняка кто-то делал такие.

Советы родителям:

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Код:
Рекомендации:
1.	Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с совре¬менным видом города.
2.	Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Оте¬чественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах, можете с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
3.	Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии
познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям. Провести  воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
4.	Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: по¬двиг, победа, героический поступок, ветеран.
5.	Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.

Задания:

К теме «Государственный флаг России»:
1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
          - Какого цвета полосы на флаге России?
      - Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь? 
         Белый — ...; Синий — ...; Красный — ...
     - Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? 

 2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение     
         Государственного флага Российской Федерации?
    
      3. Поиграйте с детьми в игру «Над — под — между».
       - Какая полоса в российском флаге: первая сверху; вторая снизу; над синей; 
        под синей; между красной и белой и т.д.

4.	Нарисуйте флаг по точкам. Раскрасьте флаг России.
 

К теме «Государственный гимн России»: 
   Ответьте на следующие вопросы:
• В каких случаях исполняется гимн России?
• Назови авторов стихов и музыки гимна России?
• Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
• Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчиз¬ной. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
• Выучите первый куплет Гимна наизусть. 

К теме «Государственный герб России»:
• Кто изображен на гербе России?
• Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
• Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
• Раскрась герб России.
• Составь рассказ о гербе России по плану:
1. Герб какого государства изображен на картинке?
2. Какую форму имеет герб России?
3. Что расположено в центре герба и почему?
4. Кто изображен на гербе Москвы и что он делает?
5. Что еще изображено на гербе?
6. Где можно увидеть герб России?

К теме: «Вооруженные силы России: эмблемы и символы»
1. Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Оте¬чества; кого поздравляют в этот день.
2. Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотогра¬фии, имеющие отношение к Армии.
3. Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением военной техники, расскажите ему о военных профессиях.
4. Выложите с ребенком фигуру по образцу.



ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Александрова 3. «Дозор».
Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран».
Барабас Л. «Имя героя».
Баруздин С. «Страна, где мы живем», «Шел по улице солдат». Берестов В. «Богатыри». Благинина Е. «Шинель». Боров В. «Родина».
Воронько П. «Лучше нет родного края». Гайдар А. «Сказка о военной тайне». Глинка Ф. «Москва». Джамиль М. «Звезды». Егорова М.В. «Золотое кольцо». Жариков А. «Юнбат Иванов». Жаров А. «Пограничник». Карасева Е. «Город-герой».
Кассиль Л. «Памятник солдату». «Москва», «Твои защитники». Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица». Крылов Я. «Трехцветный флаг». Ладонщиков Г. «Пограничник». Лермонтов М.Ю. «Бородино». Любимов Л. «Ушедшая Москва».
Маршак С. «Пограничник», «Февраль», «День Победы». Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом». Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина», «Наше оружие». Михалков С. «Сила воли», «День Победы» Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета». Орлов С. «Родина».
Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей».
Рубцов Н. «Привет, Россия!».
Синявский П. «Россия».
Соссюра В. «Советская Армии».
Суслов В. «На страже».
Токмакова И. «Красная плошадь».
Ходакова Т. «О Москве».
Чернявский М. «Огненная баллада».
Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина».

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
Символ (от греч.) — опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества; знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие, вопло¬щающий какую-либо идею. Символ — это примета, знак, пароль, сигнал, предзнамено¬вание. Не любой знак является символом. Лужа на земле — знак прошедшего дождя, но это не символ, так как она могла обра¬зоваться в результате весеннего таяния снега или по ряду еще каких-то причин. Символ передает смысл вещи или события, является его смысловым отражением и обобщает его, но по своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом.1 Философ А.Ф. Лосев определял сим¬вол как «концентрированное зримое выражение идеи, явлении или понятия, основанное на структурном сходстве символа и элементов символизируемого содержания, сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира».
ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМА?
Эмблема (от греч.) — вставка, выпуклое изображение, Эмблема — это тот же символ, но особого значения. Под эмблемой мой понимают такой знак, значение которого зафиксировано и
общепризнано, в отличие от символа, значение которого более подвижно. Кроме этого, эмблема может включать несколько символов.

РОССИЙСКИЙ ГЕРБ
   Герб (от нем. — наследство). В России слово герб появля¬ется в XVI в. В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово герб определяется как «эмблема государ¬ства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах». Герб может счи¬таться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении зна-
чительного времени (столетий). Этим герб отличается от простых знаков правителя или верховной власти. Начиная со средневековья, гербы составлялись по особым пра¬вилам, определяемым традицией. Эти правила определяются наукой о гербах — геральдикой.
   Современный Государственный герб РФ был официально при¬нят президентским Указом 30 ноября 1993 г. Легитимность его нередко ставилась под сомнение, так как в течение 1990-х годов Государственная Дума отказывалась утвердить решение Прези¬дента. И лишь 8 декабря 2000 г. Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 20 декабря — Советом Федерации, а 25 декабря 2000 г. подписан Президентом России В.В. Путиным. В статье 1 Закона содержится описание герба: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Изображение герба помещается на зданиях Правительства, суда, Государственной Думы и иных правительственных зданиях; на официальных документах, паспортах, государственных печа¬тях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте Президента РФ и др.
   В современном российском гербе воспроизведены элементы государственного герба дореволюционной России: двуглавый орел, короны, скипетр, держава, всадник. Вместе с тем он не является копией герба Российской империи.
Непосредственными предшественниками гербов были родо¬вые и семейные знаки отличия и собственности (знамена, рубежи, метки — у славян, тамги — у монголов и т.п.), а также эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях, печа¬тях в государствах Древнего мира (в Египте — змея, в Арме¬нии — лев).
   Специалисты по геральдике считают, что первые гербы воз¬никли вХ1—XII вв. вереде рыцарства в странах Западной Европы. Рыцари с головы до ног были закованы в металл; узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому, чтобы различать друг друга, рыцари стали использовать на своих щитах специальные опознавательные знаки. Впоследствии они стали родовыми, приобрели наследственный характер и полу¬чили название гербов.
   Древнейшим знаком собственности Рюриковичей (эмблемой русских князей) являлся вид трезубца (еще ранее — двузубца). Этот знак существовал до монгольского завоевания Руси. Сейчас доподлинно неизвестно, что обозначал этот знак. По различным версиям, это могла быть воинская эмблема (секира, лук со стре¬лой), условное изображение птицы (сокола) или символическое изображение варяжского корабля.
   На Руси были известны и другие знаки, которые изображали знаменитостей на печатях, например буллы. Буллы — небольшие металлические вислые печати с изображением святых патронок князей — святых покровителей князя. А с середины XIV—XV вв. на Руси князья на западноевропейский манер стали использо¬вать геммы — перстни-печати, сделанные из резного камня. История российского герба начинается с утверждения дву¬главого орла как государственной эмблемы Руси.
   Двуглавый орел — один из древнейших в истории челове¬чества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока в VII—VI вв. до н.э. Оттуда благодаря крестоносцам он попал в Европу. В средние века европейцы часто уподобляли мир людей животному миру, среди зверей царствовал лев, среди птиц — орел, а на вершине мира стоял король (император). Двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти, а символом государ¬ственности и независимости он становится в православных странах византийского мира (Сербия, Болгария, Черногория, Албания, Румыния). Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII—XIII вв., затем его изображение исчезает почти на триста лет и вновь появляется уже на Государственной печати Ивана III, великого князя Владимирского и Московского, государя всея Руси. Печать эта двусторонняя, датируется 1497 г. На одной ее стороне изобра¬жен всадник, поражающий копьем дракона, на другой — двугла¬вый орел. Что означают эти эмблемы, какую смысловую нагрузку несут? Откуда, например, взялся на Руси образ двуглавого орла?
В течение очень дол того времени единственным и неоспори¬мым в этом вопросе считалось мнение известного русского исто¬рика Н.М. Карамзина, который полагал, что двуглавый орел заимствован из Византии. Это якобы произошло в результате женитьбы в 1472 г. Ивана III на племяннице последнего визан¬тийского императора Софье (Зое) Палеолог. Это традиционная, так называемая византийская версия. Однако многие современные историки (В. Артамонов, А. Хорошевич, Н.А. Соболева) критикуют эту точку зрения. Они считают, что русский двуглавый орел был принят по образцу Священной Римской империи. Этим Иван III хотел уподобить себя величию римского императора. Это так называемая габсбургская версия.
   Существует и еще одна теория, согласно которой двуглавый орел «пришел» на Русь при посредничестве южнославянских государств, где был положен в основу национальных гербов, — балканская версия.
   Следующая теория появления двуглавого орла на Руси — вос¬точная. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем востоке несколько тысячелетий назад. Он был широко распространен у народов Востока и позднее. А появление его на Руси — результат татарского влияния. Однако это всего лишь гипотеза, поскольку монеты с изображением двуглавого орла перестали чеканить в Золотой Орде в середине XIV в. А это зна¬чит, что между золотоордынскими и первым изображением дву¬главого орла на Руси — промежуток в полтора века.
   И наконец, нельзя забывать о более ранней русской тради¬ции — одноглавом орле Владимиро-Суздальских соборов и эмблеме Московской власти на печатях Великого Новгорода в XV в.
Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на печати Ивана III не решен окончательно и по сей день. Не имеет однозначного ответа и вопрос о том, что несет в себе изображение двуглавого орла, какой смысл скрыт в этой эмблеме. На этот счет также существует несколько точек зрения. Возможно, это символ соуправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III его внука Дмитрия. Согласно другой версии, двуглавие означало претензию Ивана III на земли всей Руси (Западной, Северо-Восточной и Юго-Западной). Или же двуглавие закрепляло свершившееся в 1470 г. объеди¬нение Московского княжества и Новгородской республики, в результате чего Иван III мог именоваться государем всея Руси. Изображение же конного воина (другая сторона печати) по¬явилось на печатях древнерусских князей уже в начале XIII в., например на печати Александра Невского. На некоторых печа¬тях встречается изображение всадника с нимбом, т.е. святого, например на печати Московского князя Юрия.
   Итак, на печатях древнерусских и первых московских князей всадник мог изображать либо воина (правителя), либо святого — покровителя князя (патрона). С конца XV в. ездец становится постоянной эмблемой московских князей, а после Куликовской битвы (конец XIV в. — XV в.) в Московском княжестве распро¬страняется изображение всадника, поражающего копьем змея — символ татарского ига.
В середине XVII в. подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сведущий в гербах, в сочинении о России написал, упоминая прямо о Государственном гербе: «Самая истинная Мос-ковского княжества печать — это та, где царь на коне победил змея», г.е. современниками автора всадник на гербе воспринимался как царь на коне, поражающий змия. Однако ни в литературе, ни в живописи не сохранилось сюжета, в котором речь шла бы о противоборстве царя (князя) со змеем или драконом. Зато на Руси была очень популярна пришедшая из Византии повесть, которая называлась «Чудо Георгия о змие». Популярны были и иконы с изображением Св. Георгия, воспроизводившие основные моменты легенды. Таким образом, на Руси одновременно фигу-рировали два похожих, но все же вполне различных образа: Свя¬того Георгия Победоносца и светского государя-воина. Поэтому у изображения на новой Государственной печати 1497 г. (факти-чески у нового герба) могло быть два первоисточника, два про¬образа. Иностранцы чаще воспринимали его как изображение Св. Георгия Победоносца, русские же люди — как изображение государя-воина.
   Появление общегосударственной печати в 1497 г. свидетель¬ствует о том, что к тому времени сформировалась в основных чертах концепция власти Московского князя. Изображенные на ней эмблемы (всадник и двуглавый орел) подчеркивали древ¬ность происхождения власти Ивана III и его знатность.
   В течение XVI—XVI1 вв. происходил динамичный процесс фор¬мирования государства, утверждения важнейших его элементов.
С 1583 г. на Большой государственной печати — двуглавый орел, на груди которого всадник, поражающий копьем змея.
В 1625 г. впервые появляется орел, коронованный не одной, а тремя коронами, а в 1645 г. это изображение переходит на Боль¬шую Государственную печать. Толкование смысла орла с тремя коронами содержится в тексте «Славянской библии», изданной в 1663 г.: «...Тремя венцами орел восточный сидет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, юг, аж до запада солнца, простертыми крылами добре покрывает...». Другой вариант толкования трех корон — это три покоренные царства: Казанское, Астраханское и Сибирское.
В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изобра¬жен с символами царской власти — скипетром и державой в лапах. Все знают легенду о шапке Мономаха, которую прислал византийский император в дар Владимиру Мономаху как знак царского достоинства. Вместе с короной, по легенде, был при¬слан и скипетр. Его истоки лежат в античности. Тогда скипетр
считался принадлежностью Зевса (Юпитера) и его жены Геры (Юноны), как главных богов пантеона. Уже тогда он использо¬вался какатрибут власти правителями и должностными лицами. Этот символ королевской власти был распространен в средне¬вековой Европе. С XVI в. скипетр упоминается и в Чине венча¬ния российских царей.
В XVI в. пришла в Россию и держава — еще один знак цар¬ского достоинства. На Руси она называлась яблоком из-за сходства с этим плодом. Впервые держава была использована в 1598 г. при венчании на царство Бориса Годунова.
В 1667 г. в деревне Андрусово после многолетней войны с Речью Посполитой было заключено перемирие. В состав России вошла Украина. В связи с этим старая печать устарела и была изго-товлена новая Большая Государственная печать. В указе 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати» было помещено ее описание: «Орел двуглавый есть черть державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изо-бражены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшаго госу¬даря державе и повелению. На правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле Великия и Малыя и Белыя России. На левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных. Под орлом знак отчича и чедича. На персех изображение наследника. В пазноктех ски¬петр и яблоко собою являют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя». Таким образом, в XVII в. после эпохи Смутного времени окончательно утверждается тип российского герба. Двуглавого орла того времени, как правило, изображали золотым на крас¬ном или белом поле. Это цветовое сочетание приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золо¬той цвет — неизменный символ вечности, постоянства.
На протяжении XVIII—XIX вв. герб продолжал изменяться.  Коренное изменение претерпела цветовая гамма герба в начале XVIII в. при Петре I. Ранее золотой орел, располагающийся на красном фоне, становится черным в золотом поле. При Павле I в 1799 г. в герб было внесено изображение Мальтийского креста, но после смерти Павла герб стал прежним. При Александре I орел в гербе стал напоминать французского — с опущенными крыльями.
В середине XIX в. встает вопрос о закреплении определен¬ного изображения герба Российской империи. Новая работа над гербом начинается при Николае I. При нем в Россию был при¬глашен нумизмат и знаток геральдики Бернгард Кене. Однако основная его деятельность по исправлению российского герба раз¬вернулась в царствование Александра II, а затем Александра III. Под руководством Кене были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи. Большой госу¬дарственный герб создан в 1857 г., дополнен в 1882 г.
Как же выглядел новый Большой Государственный герб?
В качестве основных в нем сохранились старые эмблемы: двуглавый орел и всадник-драконоборец. Но появилось много новых элементов. В целом герб имел очень сложную структуру. В центре — черный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями и хищно раскрытыми клюнами под двумя императорскими коронами, над которыми в центре располагалась третья корона большего размера. Орел помещен в шит желтого цвета. Вокруг щита изображена цепь ордена Андрея Первозванного голубого цвета. В лапах орла — скипетр и держава. На груди — герб Москвы. В новом гербе Георгий Победоносец в серебряных доспехах с лазо¬ревой мантией на серебряном коне, покрытом багряной тканью с золотой каймой, изображался в червленом с золотыми краями щите. Он поражал золотым восьмиконечным крестом на конце копья злобного с зелеными крыльями дракона. Сам всадник изображался в непривычном западноевропейском шлеме и был развернут в непривычную для русского зрителя сторону — влево от зрителя. Щит увенчивал шлем Александра Невского. По сторо¬нам щита в качестве щитодержателей располагались архистратиг Михаил и архангел Гавриил. Первый держит в руках пламене¬ющий меч, второй — крест.
Надшитом изображен черно-золотой намет — виньетка, кото¬рая спускается со шлема по сторонам щита. Вся композиция окружена сенью — мантией-полотнищем, выпущенным из под княжеской короны. Она была золотой, усеянной двуглавыми орлами, а подложена горностаем. Ее увенчивала императорская корона. На мантии под короной был начертан девиз: «С нами Бог». Над мантией возвышалась государственная хоругвь с восьми¬конечным крестом. На полотне хоругви повторялось централь¬ное изображение герба.
По окружности герба располагались щиты с родовым гербом Романовых, атакже гербами царств, великих княжеств, названия которых входили в полный титул императора. Их расположение тоже было не случайным. В самом низу в центре размещался родо¬вой герб династии Романовых. Нижнее полукружие составляли 8 гербов царств и великих княжеств. Они изображены на фоне лавровых и дубовых ветвей и увенчаны коронами различного вида. В верхнем полукружии располагались соединенные гербы различных частей Российской империи, т.е. в одном щите были совмещены черты основных городов и княжеств. Принцип их объединения был географический.
Как видно, герб насыщен религиозной символикой, что под¬черкивало православный, христианский характер государства. Большой Государственный герб стал настоящей энциклопедией российской земельной и городской геральдики. Этот герб про¬существовал до 1917 г.
В Среднем государственном гербе отсутствовала хоругвь и 6 верхних щитов над сенью. В Малом же гербе, кроме этого, не было сен и, намета и окружающих главный щит гербов. Гербы основ¬ных царств и княжеств были расположены на крыльях орла.
После Февральской революции, 21 марта 1917 г. был утверж-тен герб Временного правительства. Его автор — художник И.Я. Билибин. На гербе изображен двуглавый орел без короны с опущенными крыльями. За основу взят старый герб Москов¬ского государства, появившийся при Иване III, — без корон и иных украшений. В 1918 г. использование этого символа было ;апрещено большевиками.
10 июля 1918 г. была утверждена первая Конституция РСФСР, согласно которой Государственный герб РСФСР состоял из изо¬браженных на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и мо-юта, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев с надписью: а) Российская Социалистиче¬ская Федеративная Советская Республика; б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб же Советского Союза был утвержден в 1924 г. Его описание таково: скрещенные серп и молот на фоне земного шара, снизу освещенного лучами восходящего солнца — символа начала новой эры. Композиция обрамлена спелыми колосьями, перевитыми красной лентой, — символ единства республик. На ленте девиз: «Пролетарии всех стран, соединяй¬тесь!». Глубокой символикой была насыщена и красная звезда. Ее пять лучей символизировали союз трудящихся 5 континентов в борьбе против капитализма; красный цвет — цвет революции, цвет знамени восставших трудящихся.
При выборе современного российского герба за основу был взят герб, который утвердился в XVII в. после Смутного вре¬мени. В настоящее время толкование элементов герба необ¬ходимо делать с поправкой на современность. Как известно, исторической традиции полностью соответствует использова¬ние на гербе золотого и красного цветов. Красный цвет — тра¬диционный символ энергии, силы, крови, пролитой за Отчизну. В древности красный означало еще и красивый, торжественный. Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости, единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ. Три короны на Российском гербе можно рас¬сматривать как символы трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр в наше время символи¬зирует защиту суверенитета как всего Российского государства, так и его отдельных территорий. Держава — символ единства и целостности государства. Изображенный на красном щите всадник, поражающий змея, Св. Георгий Победоносец (хотя в описании современного герба он таковым не является) — сим¬вол борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и неза-висимость.
Таким образом, современный Государственный герб Россий-ской Федерации неотражаеткаких-либоидеологических, классо¬вых, религиозных устремлений. Он строго соответствует исто¬рической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

Отредактировано zelenka (2010-03-22 23:59:57)

« предыдущая
следующая »