Работа с воспитателями *С*

2010-01-29 21:06:51
Наастяя написал(а):

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании

Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Демократ и зад и я педагогического процесса в дет¬ском саду позволяет расширить возможности использовании музыки. Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых, и на больных детей-дошкольников.
Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслу-шиваются, успокаиваются. О некоторых принципиальных положениях нового взгляда на роль и место музыки в до-школьном учреждении и пойдет дальше речь.
1. Одной из оздоровительно профилактических задач кол¬лектива ДОУ должно стать создание оптимальных условий в период пребывания детей В ИХ втором доме - детском саду. Но утрам, в момент приема детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведе¬ний с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевти¬ческого средства, корректируя психофизическое состояние детей.
2. Продолжая тему оздоровительно-профилактической на¬правленности музыкального сопровождений, необходимо ис¬пользовать методику музыкально рефлекторного пробуждения малышей после ночного и дневного сна. Оно должно быть индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы ребенка. Для этого можно отвести не менее  10 мин. Для плохо спящих детей — 1—2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен боль¬шой коррекционно-профилактический эффект. Чтобы пробуж¬дение не вызнало отрицательных эмоций, необходимо исполь¬зовать тихую, нежную, легкую музыку. 10-минутная компо¬зиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс. Через полтора-два месяца музыкаль¬ная композиция может быть заменена на другую.
Большое значение для оптимального пробуждения детей имеет текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Он не должен быть громким, отрывистым, слова звучат мягко, лас¬ково.
Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать посто¬янно, с первой и до последней минуты занятия.

В методическом плане можно порекомендовать следующее:
1.Не все занятия должны быть обязательно      озвучиваться          псредством живого аккомпанемента или фонограмм.
2.Музыкальное сопровождение может быть частичным:
• для создания в начале занятия соответствующего ассо¬циативного фона;
• для организации детей, повышения их внимания, со¬средоточенности ;
• музыка может звучать в конце занятия как завершаю¬щий итоговый фрагмент и нести определенную установ¬ку на будущее;
• музыкальное сопровождение можно использовать так¬же во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.
3. Музыкальное сопровождение может быть комбинирован¬
ным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятель¬
ную игру детей на простейших музыкальных инструментах,
прослушивание грампластинок и аудиозаписей.

2010-03-03 06:25:09
svetlana-yurga написал(а):

Консультация для воспитателей http://dump.ru/file/4388091

Подпись автора

Бороться, искать, найти и не сдаваться!

2010-03-16 21:48:52
ilmira написал(а):

случайно нашла в инете, можно использовать как консультацию:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ

Егорова Н.Е.

Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Эту задачу выполняет музыка "Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..." (Н.К.Крупская). Через музыку учить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.

Музыкальные занятия включают такой вид деятельности, как слушание. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей.

"Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" (Д.Б.Кабалевский). Различные виды искусства имеют свои средства воплощения. В литературе - это слова, в живописи - краски, в музыке - звуки. Музыка владеет самым выразительным языком, передает тончайшие оттенки чувств, переживаний человека. Музыкальный образ трудно поддается предметному описанию, но глубина его воздействия велика.

В старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки.

Первая тема - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.

В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.

Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н.Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане." (... ель растет перед дворцом...).

В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.

Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П.И.Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.

Для того, чтобы усилить интерес к пьесе или песне, перед их исполнением можно показать несколько диапозитивов, слайдов или репродукций с изображением картин зимней, весенней, осенней, летней природы, я предлагаю детям на прогулке посмотреть вокруг, увидеть красоту природы в любое время года. Перед исполнением пьес я читаю стихи или отрывки из них.

Мне и моим детям нравятся стихи И.Сурикова, А.Фета, А.Плещеева, С.Есенина, В.Маяковского, А.Барто, Е.Благининой, И.Михайловой и т.д. Дети проявляют постепенно интерес к тому, что их окружает. Они наблюдают природу, присматриваются и прислушиваются к голосам птиц, животных и т.д.

И я, как музыкальный воспитатель, помогаю детям широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть через красоту звуков красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждой букашки. Летом я провожу свои занятия на воздухе. Вот тут для меня, как педагога, большое поле для творческой деятельности.

Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение), я использую грамзаписи, магнитофонные записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А.И.Бурениной.

Вот дети передают образ белочки: грызут орешки, отбрасывают скорлупки, залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т.д. Это образ скачущей белочки, хитрой, красивой, детям он близок и понятен.

А другой образ - образ печального Чебурашки, который ищет и не может найти себе друзей. Детям тоже передать движения Чебурашки было легко, даже дети ясельной группы Саша, Маша выполняли это с интересом, очень старались. Любовались красотой летнего дня (много солнца, весело щебечут воробьи, нежно воркуют голуби; много зелени - деревья, кусты, трава). Вспомнили стихи и песни о лете, о солнышке. Понаблюдали за бабочкой, как она перелетает с цветка на цветок, как складывает крылья. Обращаем внимание на жуков, на божью коровку. Нельзя собирать их в коробочки, они приносят пользу, посмотрели, как они улетели. Пропели песню про жука "На лужайке у пенька..." Е.Трутнева. Сквозь макушки деревьев полюбовались голубым небом. Послушали пение птиц, шорох листвы. Рассмотрели цветущие на участке рябину и сирень, полюбовались красотой, запахом. Вот так я начала работу с младшей группой "Рябинка" с сентября 1994 года. У детей уже накопились знания об особенностях предметов, экологические знания носят общий характер: дети имеют представления о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных, птиц.

Малыши уже могли выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. В различных ситуациях они проявляют заботу, внимание, сочувствие, сострадание; учатся беречь природу.

Свой первый экологический праздник я провела в октябре 1994 года. Ребята отправились в лес, к Лесовику. Напомнили, что в лесу нужно поучиться слушать шуршание листьев, песенку ветра, пение птиц, жужжание шмелей, пчел, комаров и т.д.

Лесовичок рассказал, что он бережет и стережет в лесу деревья, кусты, ягоды, грибы, цветы. Лесовичок поинтересовался у детей, зачем они пришли: цветы брать, кусты ломать? Лесовичок поведал детям о том, что к нему в гости приходят не только добрые люди, но и злые. Об этом рассказывала березка (девочка старшей группы). "Вот какая история приключилась в моем лесу. Мальчишки содрали с меня всю кору, я сохну... И скоро, наверное, умру..." Детям было очень больно, жалко стройную березку. Лесовичок просил ребят ничего не губить, не ломать.

Была проведена игра: "Из какого материала сделаны вещи, предметы? Из чего сделаны стулья, столы, пианино, скрипка?"

Лесовичок провел еще одну интересную игру:"Угадай, с какого дерева этот листок?" Эти листья с деревьев, которые растут в нашем детском саду, на площадке возле детского сада. Заключительная игра:"Кто быстрее составит осенний букет и поставит в вазу". Конечно, все с заданием справились, но у девочек получилось все же лучше.

В конце весны, начале лета провела второй экологический праздник, но уже на участке детского сада. На этот раз в гости к детям пришел лесничий - Дед Лука. Ему дети подарили песню "Мы в дороге с песенкой о лете" В.Шаинского. Дети передавали в движении образы бабочек, медведей, лягушек. Лесничий поинтересовался, умеют ли они слушать лес, он ведь тоже очень музыкален. Лес умеет петь, шуметь, шуршать. Неожиданно взгляд лесничего падает на сломанное дерево. Кто же дереву поможет?

Все захотели помочь перевязать, подвязать сломанное дерево. Лесничий похвалил ребят.

Дед Лука провел с детьми игру "Кто самый лучший помощник лесничего?", "Найди дерево по листочку", "Отгадай, про какой цветок я говорю", "Собери разные травинки", "Встань к дереву с самым толстым стволом" (к тоненькой березке, рябинке, клену, к кусту). Дети правильно ответили на загадки лесничего: нельзя разорять муравейник, обижать птиц, ломать деревья. В конце праздника Дед Лука подарил всем детям из своего волшебного короба еловые и сосновые шишки, из которых дети сделают различные поделки (с помощью взрослых) для выставки "Зеленый мир - глазами детей".

И в заключение праздника лесничий угостил всех ребятишек подарками с грядки. На подносе, нарезанные на мелкие кусочки, обсыпанные сахаром, лежали кусочки ревеня. Дети познакомились с названием этого растения и попробовали на вкус. И еще дети узнали, что из этого растения можно готовить варение, компот, пироги. В этом растении очень много витаминов, необходимых для роста организма. Эта встреча надолго запомнилась ребятам.

Так прошел один учебный год, начался другой. Дети группы "Рябинка" перешли в среднюю группу. С начала года, буквально с сентября 1995 года, я продолжила работу над передачей образа животных (повадок, мимики). Всем детям давала творческое задание: "Сегодня, дети, мы попадем в необычную сказку и вы будете все "лисичками". А теперь вы - неуклюжие медведи, летающие, порхающие бабочки..." Дети воображали себя "трусливым зайцем", "мышкой", "лягушкой". Давала задание в виде этюдов: осторожно подкрасться к зайцу, ловить рыбу, вообразить себя "подсолнухом" и т.д.

Познавательные, эстетические и нравственные задачи формирования социально-экологического идеала, разумеется, решаются в единстве. Такое единство знаний, оценок поведения я нашла в народном творчестве, конкретно - сказках. Малыши очень любят слушать сказки. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: "Колобок", "Три медведя", "Заяц, лиса, петух", "Теремок", "Маша и медведь". Эти сказки несут "экологическую информацию", дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

Дети бурно переживают драматические события, хотят, чтобы все кончилось хорошо, сочувствуют героям, попавшим в беду. Тем самым через сказку формируются элементы эстетико- и нравственно-экологического идеала, и очень важно, чтобы в реальной жизни этот идеал не расходился с поступками взрослых, которым ребенок верит безоговорочно.

В октябре 1995 года мы вместе с воспитателем группы "Рябинка" решили поставить по сказке "Теремок" премьеру - оперу. Работа продолжалась почти 1,5 месяца: с солистами отрабатывала каждый жест, мимику, работала над выразительностью, образностью движений, особенно добивалась выразительного исполнения песен лисички, зайца, лягушки, медведя.

В конце сказки дети играли на ксилофоне, ложках, бубне, румбе, а все остальные дети весело плясали под русскую народную мелодию "Как у наших у ворот". На этот праздник были приглашены все группы, родители, сотрудники. Все были довольны, особенно выступающие дети.

В своей работе над каким-либо образом я сначала использовала этюды на развитие творческого воображения.

Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического "если бы", то есть с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Начала я работу с инсценирования поэтических и музыкальных произведений, включающих в себя пение, декламирование, пластику, мимику.

Первые драматизации - частушки, игры - потешки и другие малые формы фольклора. Здесь органично соединяются слово, музыка, движение (например, известные с детства "Ладушки", "Сорока - ворона", "Идет коза рогатая").
Нашему детскому саду было поручено подготовить приветствие для участников конференции "Школьная экологическая инициатива", которая проходила в конференц-зале Петербургского института ядерной физики. На ней присутствовали представители администраций Ленинградской области, города Гатчины и Гатчинского района, ученые, специалисты и школьники.

Началась работа над созданием сценария. Мы решили представить выступление детей, как музыкальную сюиту на экологическую тему. Дети прекрасно передали образ бабочек, цветов, русской березки. Дети представили, что музыкальный зал - поляна, на которой растут цветы: васильки, незабудки, ромашки, колокольчики. Над цветами порхают бабочки, перелетая с цветка на цветок. Остальные девочки изображали цветы, которые в такт музыке покачивали головками с огромными бантами. Звучала вальсовая музыка А.Петрова. Все цветы замирали в красивой позе, услышав II ч. музыки, когда входил мальчик с сачком на плече. Увидев этих бабочек, он пытался их поймать сачком. Но бабочки не растерялись, подлетели к березке. И цветы, и бабочки, и березка закружились в вальсе, не давая в обиду бабочек.

Выступление детей закончилось обращением и к взрослым, и детям, что нужно лес беречь, оберегать, нужно взрослым помогать.

1 девочка Лес - не только для нашей забавы,
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
2 девочка Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
3 девочка А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сочтешь,
Свято помни, что лес - наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь.
Все Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтобы сохранилось все навеки!
В четырехлетнем возрасте, выйдя на большую сцену в первый раз, дети нисколько не растерялись, чувствовали себя уверенно.

Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.

Задача наша, задача сегодняшнего дня - формирование социально-экологического идеала и мышления. Мы должны воспитать гармонически развитую личность, развивать восприятие прекрасного, эстетические и нравственные чувства, представления детей. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Таким образом мы даем детям знания о природе, о взаимодействии с природой. И огромное влияние оказывает музыка, поэтому мы уверены, что наши дети не будут ломать деревья и кусты, бессмысленно срывать цветы и вытаптывать цветники.

Подпись автора

ник ilmira68 был изменен на ник ilmira

« предыдущая
следующая »