Родительское собрание

2007-10-06 20:17:41
Багира написал(а):

СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Практикум для родителей
Подготовительная к школе группа

Код:
Цель: обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка.

Подготовка: заранее готовятся задания для родителей:

1. На карточках написано: определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением. На столах лежат цветные полоски: чёрная означает сильное волнение; синяя – умеренное; красная – радость, уверенность.
2. На демонстрационном стенде написано: Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. На отдельных полосках, размещённых вразброс на стенде написано: физическое развитие; развитый интеллект; умение общаться со сверстниками и взрослыми;  выносливость и работоспособность; умение считать и читать; аккуратность и дисциплинированность; хорошая память и внимание; инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Предлагаю родителям выбрать три самых главных, на их взгляд, фактора; пронумеровать или выстроить пирамиду по степени значимости.
3. На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Предлагаю попробовать предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него; написать свои предположения.
-	Вот пойдёшь в школу, там тебе…
-	Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)
-	Знаешь, как мы будем тебя любить (покупать игрушки и т п), если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе)
-	Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ,которые получает ребёнок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние и переживания». На ребёнка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребёнка груз становится причиной невроза)
-	Ты обещаешь мне не драться в школе, вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляйте ребёнку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана)
-	Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте! (У ребёнка, которому постоянно угрожают наказанием ,могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др)
Ход практикума:
1.	Вопрос к собравшимся родителям: В чём каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему?

2. После высказываний родителей предлагаю им выполнить задание 1:
Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
3. Обращаю внимание родителей на демонстрационный стенд, предлагаю выполнить задание 2:
Для выполнения задания желательно пригласить нескольких родителей, дети которых уже учатся в школе. По итогам выполненного задания проводится короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.
4. Часто школьные учителя и психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребёнка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и пр.
Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика: «Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шёл охотно, твёрдо веря, что будет получать лишь пятёрки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторялись. С учительницей особого контакта не получилось. Она больше была расположена к девочкам, а мальчики раздражали её своёй беспокойностью.. К пятёркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят – всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряжённый, зажатый. Позже  мы с мужем заметили, что он вовсе теряет веру в себя… заговорим с ним о школе – тускнеет…»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. (Предлагаю папам и мамам выполнить задание 3).
5. А сейчас я хочу предложить вам несколько ситуаций, а вы подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребёнка к школе, в них говорится.
- Сын пришёл из школы, бросил портфель около стола и побежал на кухню. Пообедав, мальчик переоделся и побежал на улицу. Вернулся около четырёх часов. Мама спросила, сделал ли он уроки и услышала в ответ: «Забыл» Из маминых уст посыпались такие речи: «Когда же ты повзрослеешь и начнёшь понимать, что нужно стараться быть отличником (почему? – возник вопрос в голове у мальчика), нужно всегда выполнять уроки и тогда ты будешь получать пятёрки (зачем? – снова спросил сам у себя мальчик). Вон соседка Лена – умница, сидит и учит уроки и не бродит по улицам с друзьями-товарищами, и получает хорошие отметки. А ты? – закончила мама. А мальчик снова подумал: «Ленка-умница, да ведь она даже на велосипеде не умеет кататься да и друзей то у неё нет…»
Нужно ли учится ребёнку удерживать в памяти цель действий? Удаётся ли вашему ребёнку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания той или иной необходимости? Как вы помогаете ребёнку в этом?
Резюме: Дошкольнику и младшему школьнику бывает достаточно трудно понять цели и смысл взрослых требований. Цель для ребёнка должна быть мотивирована .т.е. ребёнок должен сам для себя ответить на вопрос: «Ради чего я это делаю? Нужно ли делать так? Что важнее в данный момент?» Естественно, родители должны помогать ответить на эти вопросы и не просто  «потому что так надо», «делай так ,потому что я сказала», а объясняя почему следует сделать выбор в пользу того или иного поступка. Тогда ребёнок скоро научится решать, как ему поступать: как хочется или как нужно. Если ребёнок понимает, какую пользу его действия принесут окружающим или ему самому ,ему легче преодолеть ситуативность поведения.
-	Есть такая девочка – Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня.Только нет у ней старанья.
Вот такая девочка – Таня-неумелочка.

Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребёнку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим?
Резюме: Важно занять правильную позицию по отношению к ребёнку , предоставить ему возможность самому делать всё, что он в состоянии делать. Позиция гиперопёки – выполнять за ребёнка его школьные обязанности и задания, идти у него на поводу ,снисходя к его усталости и пр. – может принести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребёнку.

-	Ты меня заобижала, а скажи – зачем?
Леденец в руке зажала. Я же весь не съем!
Ну и что ж, что он английский, этот леденец.
Был тебе я другом близким, а теперь конец.
Ты меня заобижала. Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала просто со двора.
Молока бы ей из кружки в блюдце я налил.
О тебе, плохой подружке сразу бы забыл.
Как вашему ребёнку удаётся справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом?
Резюме: Несправедливость со стороны сверстников больно ранит ребёнка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.
6. Успешность обучения в школе также зависит от сформированности психических функций, от способности к правильному чёткому восприятию и запоминанию учебного материала, умению длительно удерживать внимание на одном объекте, от развития устной речи. Предлагаю вам ознакомится с результатами диагностики психических процессов, проведённой в конце мая и сравнить её результаты с прошлой (январской) – выявить качественную динамику и проблемы.
7. Для устранения пробелов в знаниях, проблем в развитии психических функций мы предлагаем использовать ряд игр в свободное время дома.
« предыдущая
следующая »